Violin Concerto. Cello Concerto

Gramophone, Сентябрь 2001

Эссе, написанные Пером Скансом для "Олимпии", оказывают немаловажную услугу делу Михаила Носырева (1924-81). Они повествуют об ужасной истории предательства композитора (со стороны его же учителя!), ареста, заключения в Гулаг и последующего освобождения. Скансу даже удалось обнаружить подлинный документ НКВД (впоследствии КГБ), по которому был заранее подстроен суд над Носыревым. Сканс также приводит ясное и непредвзятое изложение музыки, которую нам следовало бы знать лучше. Четыре симфонии Носырева уже были записаны ранее. Эти два концерта достойно продолжают список.

И снова в музыке возникает фигура Шостаковича - артистического отца-наставника композитора-мученика, каковым тот являлся для Носырева и в жизни. В сочных мелодиях Andante скрипичного концерта слышен также и голос Прокофьева, и возникает он потом еще не один раз - и в озорной модуляции, и в остроумном переходе в неожиданную каденцию. Однако, это произведение, как и некоторые части симфоний, содержит даже слишком много изобретательных моментов, и не все они использованы с наилучшим результатом.

Другое дело - Концерт для виолончели с оркестром. Несмотря на подвижную центральную тему с вариациями, это произведение намного серьезнее и печальнее. Тему обрамляют два красивых адажио, построенных на простых мелодичных фразах (самая важная из них довольно близка теме Шостаковича DSCH, но имеет какой-то другой смысл), которые Носырев развивает в сдержанной манере. Именно такой сдержанности композитору часто не хватает. Концерт для виолончели с оркестром - мощное и волнующее произведение. Исполнен он красиво и с чувством, как и скрипичный концерт. Это произведение должно найти свое место в концертном репертуаре, а также в каталоге записей.

 

Джон Уоррэк - Gramophone, Сентябрь 2001

International Record Review (Сентябрь 2001)

Вот уже четвертый выпуск "Олимпия" посвящает композитору, ранее практически неизвестному на Западе. И снова подтверждаются впечатления от встречи с притягательным, умеренным, но независимым голосом в советском музыкальном искусстве пост-сталинской эпохи. Представленные два концерта были написаны между первыми двумя симфониями (OCD 660), сразу после балета "Песнь торжествующей любви" (см. рецензию в июльском номере) и являются произведениями высокого качества. Эпическая 1 часть, продолжительностью 18 минут, Концерта для скрипки с оркестром, написанного в 1971 году, охватывает широкий экспрессивный и стилистический спектр - от Шимановского и Бриттена до Шнитке, а финал Presto восстанавливает чувство равновесия, как бы отдавая дань признательности Шостаковичу, финалу его Первого концерта для виолончели с оркестром. Нигде не чувствуется благоговейного страха композитора перед теми образцами для подражания, которые навевает его произведение. Музыкальные структуры Носырева непредсказуемы; они вызваны скорее глубинной необходимостью. Это поистине впечатляющее достижение.

Концерт для виолончели с оркестром намного более сосредоточен на внутренних переживаниях композитора. В нем центральную, написанную в умеренном темпе народную тему с вариациями, обрамляют две медленные части. Чтобы лучше узнать и полюбить это произведение, потребуется чуть больше времени, чем в случае со скрипичным концертом, но после троекратного прослушивания я убежден, что такое усилие сделать стоит.

Оба солиста великолепны - их исполнение глубоко и доходчиво одновременно, что соответствует лучшей русской традиции. То же относится и к игре оркестра. Качество записи очень высокое, а эссе, написанное Пером Скансом, вновь притягивает к себе внимание. Если вас хотя бы в малейшей степени интересует советский музыкальный репертуар, то, независимо от того, попадались вам на глаза или нет предыдущие диски данной серии, я убедительно рекомендую вам этот.

 

Дэвид Фэннинг - International Record Review, Сентябрь 2001