Ballet "The Song of Triumphant Love"

Gramophone (Октябрь 2000 г.)

Михаил Носырев был реабилитирован только после смерти в 1981 году, а при жизни на его долю выпали предательство, лишение свободы и затем, благодаря вмешательству Шостаковича, скупое полупризнание (как "персона нон грата", он не удостоился включения в советскую Музыкальную энциклопедию 1976 года). Не удивительно, что влияние Шостаковича чувствуется во всех симфониях Носырева, а в данном балете источниками вдохновения являются более ранние композиторы. Здесь вспоминается лиризм Чайковского и Рахманинова, а также чувствуется некоторое влияние Скрябина. Пер Сканс написал великолепное пояснение, в котором подробно излагается либретто, поэтому мы его не приводим здесь, а только заметим, что оно основано на повести Тургенева, довольно нехарактерной для последнего. В ней рассказывается о двух соперниках, Фабио и Муцио, которые оба любят красавицу Валерию, и о вмешательстве в их судьбу мрачного немого слуги-малайца. Этого слугу Муцио привез с собой из далеких странствий, в которые он отправился, страдая от безнадёжной, неразделенной любви. Большая часть музыки написана для арфы (возможно, потому, что Тургенев упоминает о том, как Валерия любила петь под аккомпанемент лютни, но и потому еще, что арфа была любимым инструментом Носырева), а также для соло на скрипке.

Музыкальные портреты трех главных персонажей написаны искусно, причудливая музыка сопровождает заклинания малайца, а центральная, почти трагическая тема дана вполне мощно. В России балет пользовался успехом, особенно в городе Воронеже, который стал вторым домом для Носырева после его возвращения из Гулага. Воронежский оркестр под управлением Владимира Вербицкого исполняет балетную музыку с таким же энтузиазмом, с каким он исполнял симфонии Носырева.

 

Джон Уоррэк, "Граммофон", октябрь 2000 г.