Symphony 3&4

Gramophone (Январь 1999 г.)

В 1943 году 19-летний скрипач из оркестра Ленинградского Театра музыкальной комедии был арестован, обвинен в антиреволюционной деятельности и приговорен к расстрелу. Приговор был заменен на десять лет тюремного заключения, и после отбытия срока наказания Михаил Носырев вернулся к своей профессии, сначала как дирижер, а затем и как композитор. В 1967 году Д. Шостакович способствовал его зачислению в советский Союз композиторов.

Эта трагически грустная история, так хорошо знакомая советологам, описана в прекрасном эссе Пера Сканса, помещенном на буклете компакт-диска. Однако было бы преувеличением называть музыку Носырева "бомбой замедленного действия". Несомненно, склонность Носырева к гротескному сопоставлению выливается в живые и запоминающиеся моменты, но отсутствие жесткой дисциплины и общая неразработанность сочинения говорят о том, что полностью потенциал таких моментов остался нереализованным.

Две симфонии, записанные на данном компакт-диске, были написаны незадолго до преждевременной кончины Носырева в 1981 году. Третья симфония начинается с рычащих звуков бас-кларнета, фагота и тамтама, похожих на то, как если бы кто-то играл только на басах хриплого язычкового органа. Низкими скорбными нотами флейты начинается чередование ярких живых картинок, каждая из которых рельефно подчеркнута. Центральное Presto с неожиданными тревожными вторжениями, напоминающими движение призрачного поезда, ускоряет приближение страстной, но, как ни странно, немотивированной кульминации, после чего возврат к мелодии флейты до определенной степени снижает остроту.

Во второй части преобладают гротескные картинки и быстрые музыкальные наложения, а финал написан в чисто мюзик-хольном стиле Шостаковича ("ум-па"), скорбная центральная часть которого также является данью Мастеру.

Звенящие треугольники начинают Четвертую симфонию, первая часть которой длится 23 минуты и представляет собой чередование благозвучных и экспрессионистских частей, которое, однако, каким-то трогательным образом не имеет развития. Вторая часть, которая звучит 13 минут, начинается таким образом, что как бы снова должна предварить финал в стиле Шостаковича, но потом развивается по своей, индивидуальной, страшной линии. Из всех возможных кодированных звуков в советской музыке сигналы SOS этой части(начиная приблизительно с 5'00") являются, пожалуй, самыми интригующими.

Исполнены симфонии живо и властно (ранее, в 1985 году, Вербицкий записал Третью симфонию на студии "Мелодия"), а запись сделана чисто. В целом, выпуск этого компакт-диска представляет значительный интерес.