Piano Concerto. Capriccio. 4 Preludes. Symphonic Poem

Gramophone (Март 2002 г.)

OCD 696 НОСЫРЕВ
Каприччио. Фортепьянный концерт. 4 прелюдии для арфы. Сказка

Одно из самых успешных из многочисленных открытий "Олимпии" - появление почти неизвестной сильной творческой личности из российской провинции. Вот уже пятый компакт-диск фирмы вышел в серии, посвященной Михаилу Носыреву, который в 1943 году, будучи 19-летним студентом, по доносу одного из своих педагогов, был осужден на 10 лет за "контрреволюционную агитацию". В конце концов, он оказался на дирижерской работе в Воронеже и, как многие из его поколения, не дожил до своей реабилитации при Горбачеве.

Поражает расположение одного за другим на диске первых двух произведений - Каприччио 1957 года и Фортепьянного концерта 1974 года. Каприччио представляет собой довольно безликий экзерсис в традиционном русском стиле. А вот Концерт - это несдерживаемая вакханалия, и он мог бы потягаться не с одним произведением Шнитке. После довольно неэнергичной, "импровизированной" первой части идет яростное, пост-Бартоковское Ritmo ostinato и глубокий, философский финал, который устанавливает почти невероятное равновесие. Последнее растворение звука является убедительным, экспрессивным завершением произведения, которое выходит за пределы своего эмпирического вдохновения. Его качества почти убедили меня пренебречь неприятно-резким звучанием фортепьянной записи.

Четыре прелюдии для арфы заманчиво напоминают Равеля, а Сказка в стиле Рахманинова достойна прослушивания, хотя бы как образец музыки, действительно написанной в сибирском Гулаге. Как и к предыдущим выпускам, Пер Сканс написал исключительно содержательное эссе.

 

Дэвид Фэннинг - Gramophone, Март 2002